Название "поп-арт" происходит от английского словосочетания "popular art" или сокращенно "pop-art", обозначающего общедоступное, популярное искусство. Кроме того, частенько английское "pop" используется примерно в том же смысле, что наше русское "бум!", то есть для обозначения взрыва, хлопка, чего-то производящего громкий шокирующий эффект. Зародилось это направление в искусстве в Англии, хотя наибольшей известности и популярности добились американские и французские художники. В 1952 году при Институте современного искусства в Лондоне несколько художников и архитекторов образовали независимую группу, изучавшую современные технологии и городскую народную цивилизацию. Изучалась прежде всего американская культура. Ричард Гамильтон, Эдуард Паолоцци и другие художники создавали композиции-коллажи из наиболее популярных тем печати и рекламы новых промышленных изделий. Для появившегося таким образом нового явления в художественном творчестве один из членов группы, критик Лоуренс Аллоуэй и предложил термин "поп-арт".
Международную известность поп-арту в его американском варианте принесли такие художники, как Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн. Поп-арт с его бунтарским духом и стремлением к свободе во всех аспектах даже стал одним из символов 60-х годов 20-ого века. Появился он прежде всего как реакция на, господствующий в то время, беспредметный абстракционизм, который художники и дизайнеры зарождавшегося нового стиля считали слишком сложным и отошедшим от реальности. Поп-арт ориентирован на массовое потребление, дешевизну, стеб. В качестве тем творцы стиля используют СМИ, рекламу, известных людей своего времени.
Главная задача интерьера в таком стиле - привлекать внимание и удивлять. Это чрезвычайно эмоциональный и энергичный стиль. Интерьер в стиле "поп-арт" предполагает много свободного пространства. По возможности убираются все стены и перегородки. С помощью выступов на потолке, подиумов, декоративных занавесок пространство делится на зоны. Излюбленный материал поп-арта - пластик во всей своей "искусственности". Также в числе фаворитов стиля - металл, бумага и синтетика. Повсюду в помещении должен чувствоваться исключительный приоритет глянца в фактуре и направленности.
Для оформления помещения используют яркие контрастные краски. Природные цвета не приветствуются, наоборот, зачастую в ход идут кислотные, кричащие оттенки, причем они могут вообще никоим образом не сочетаться между собой. Ультрарозовый, ядовито-салатовый, серебристый - из числа наиболее популярных цветов. Но для поп-арта свойственно и монохромное оформление в черно-белом цвете. Образцом стиля может служить комната, в которой две стены покрашены в яркие цвета, третья остается светлой или белой, а четвертая имеет глубокий черный цвет или же оклеивается принтами и коллажами. Пол в интерьере обычно светлых тонов, при этом неоднородный по фактуре и цвету.
Поп-арт не предполагает использование большого количества мебели. Шкафы не допускаются в принципе, их отсутствие компенсируется полками, нишами и воздушными стеллажами. Приветствуются типичные для 60-х диваны и кресла округлых форм и ярких цветов, пуфы и небольшие столики. Мебель должна быть броской и оригинальной, но при этом простой и обтекаемой по форме. Предпочтение отдаётся глянцевым поверхностям. Иногда на мебель наносят орнаменты, рисунки из комиксов и даже граффити. Уместен легкий, синтетический ярких цветов текстиль в недорогом варианте.
Интерьеры в поп-арт стилистике изобилуют деталями и разными интересными мелочами. Характерно использование повторяющихся мотивов: как для акцента (постеры и картины), так и для фона (настенная плитка, ковры с растиражированным рисунком). Украсят и придадут завершенность интерьеру стилизованные пластиковые аксессуары: часы, рамки для фотографий, статуэтки, вазы, светильники и подсвечники. На огромных фотографиях и картинках, используемых в качестве украшений, часто изображены герои мультфильмов или комиксов, банки с кока-колой, Мао Цзэдун, Мэрилин Монро, Элвис Пресли, другие известные люди, выполненные в кричащей "уорхолловской" манере. Особую изюминку придадут необычные предметы, такие, как например, светящийся унитаз или светильник в виде Микки-Мауса. Часто старые вещи преобразуются в новые для придания им неординарного качества. Например, скульптура может выступать в качестве вешалки, стопка журналов выполнять роль стула, а консервные банки использоваться вместо ваз.
Чрезвычайно выигрышно в таких интерьерах смотрится неоновая подсветка, придающая обстановке некую эфемерность и абстрактность. Лампы с яркими глянцевыми плафонами, светодиоды и точечные светильники в стиле "поп-арт" способны окружить гостиную ореолом необычайного света.
Поп-арт интерьер достаточно дешев, однако для придания вашему жилищу эстетики, сравнимой с атмосферой, характерной для фильмов об Остине Пауэрсе, придётся немало потрудиться.
|